Минский областной комитет
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Закрыть
+375 (17) 375 54 54 / тел.
+375 (17) 397 49 57 / факс
09.00 - 18.00 / ПН-ПТ
Перерыв: 13.00-14.00
Выходной: СБ, ВС
Рус  Бел  Eng 

Об изменениях в КоАП и ПИКоАП

01.03.2021 | Буква закона
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) с учетом новых Кодексов Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), вступающих в силу с 1 марта 2021 г., сообщает следующее.

В целом КоАП сохранена сложившаяся система административных взысканий, вместе с тем, предусмотрен ряд значительных изменений.

Обращаем внимание, что ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования определена главой 16 Особенной части КоАП (ранее была глава 15). Информация по статьям представлена в приложении.

Теперь административные правонарушения разделены на три категории в зависимости от их характера и степени общественной вредности: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения (статья 2.2 КоАП).

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в базовых величинах. Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены ниже :
  • Физические лица <= 10 базовых величин
  • Индивидуальные предприниматели <= 25 базовых величин
  • Юридические лица <= 50 базовых величин
Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф. При этом штраф исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в базовых величинах, но обязательно в размере, превышающем:
  • Физические лица > 10 базовых величин
  • Индивидуальные предприниматели > 25 базовых величин
  • Юридические лица > 50 базовых величин
Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

Основным нововведением является применение профилактических и предупредительных мер воздействия (глава 5 КоАП). 

Так, в целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
  • устное замечание;
  • предупреждение;
  • меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Устное замечание подразумевает разъяснение физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. 
Таким образом, предупреждение не считается административным взысканием. Его применяют как профилактическую меру.

Так например, в соответствии со статьей 8.3 КоАП лицо, совершившее проступок, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения, при этом должны быть соблюдены определенные условия: отсутствие повторности правонарушения и признание факта его совершения.
За значительные правонарушения также возможно освобождение от ответственности с вынесением предупреждения (часть 2 статьи 8.3 КоАП).

Кроме того, часть 3 статьи 8.3 определено, что лицо совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения и иных случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП.

В примечании к главе 16 Особенной части КоАП определены условия при одновременном выполнении которых лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения. В частности, одним из условий является добровольность возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения административного правонарушения, до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (ред. от 06.01.2021) регистрации и учету подлежат административные правонарушения, по которым вступили в законную силу постановления: 
  • о наложении административного взыскания 
  • о прекращении дела об административном правонарушении в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с вынесением предупреждения.
Справочно:
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.13 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, определенном ПИКоАП, за исключением постановлений, вынесенных в соответствии со статьями 10.3 – 10.5 ПИКоАП (ускоренный порядок ведения административного процесса, при котором протокол об административном правонарушении не составляется).

По информации Министерства внутренних дел автоматизированная система ведения государственного банка данных о правонарушениях (далее – АС ЕГБДП) доработана с учетом КоАП и ПИКоАП. В АС ЕГБДП реализована возможность учета предупреждений. В целях обеспечения соблюдения требований частей 1 и 2 статьи 8.3 (Освобождения от административной ответственности с вынесением предупреждения) КоАП в поисковой системе единого государственного банка данных о правонарушениях расширен объем предоставленных сведений об административных правонарушениях. В частности, с 1 марта текущего года в подсистеме «Физические лица», «Административные правонарушения» будет предоставлена возможность получения сведений об административных правонарушениях.

Таким образом, должностным лицам органов Минприроды предоставлена возможность получения информации об административных взысканиях, наложенных на лицо, совершившее правонарушение, для принятия решения по освобождению от административной ответственности с вынесением предупреждения.

Наверх